a_shen (a_shen) wrote,
a_shen
a_shen

Category:

ver1958 (и некоторым другим друзьям, коллегам и знакомым)

Начал отвечать на комментарий http://a-shen.livejournal.com/55865.html?thread=2952249#t2952249, но подумал, что коротко не напишешь, так что вынесу из комментариев.

Ты пишешь, что ``На самом деле... на общественную работу сил просто нет. Конечно, можно было бы меньше работать - но мне кажется, я могу принести больше пользы обществу именно, делая то дело, в котором разбираюсь. Кроме того, я верю словам Серафима Саровского "Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи" и считаю, что если хочешь сделать мир лучше, занимайся самосовершенствоанием.''



Такая позиция, по-моему, заслуживает полного уважения: что-то похожее, наверно, имел в виду Толстой, когда писал: "Прежде всего я человек, т.е. ограниченное существо, посланное высшей волей в бесконечный по времени и пространству мир для того, чтобы, пробыв в нем мгновенье, умереть, т.е. исчезнуть из него. И потому все те личные, общественные и даже общечеловеческие цели, которые я могу ставить себе и которые ставят мне люди, вследствие краткости моей жизни, так же как и вследствие бесконечности жизни мира, все ничтожны и должны быть подчинены той высшей цели, для достижения которой я послан в мир. Конечная цель эта, вследствие моей ограниченности, недоступна мне, но она есть (как должна быть цель всего существующего), и мое дело в том, чтобы быть орудием ее, то есть назначение мое в том, чтобы быть работником Бога, исполнять Его дело.'' Или ещё короче похожую мысль выражают как "делай что должно, и будь что будет".

Вполне достойная позиция --- делать своё дело, не обращая внимание на окружающую (внепрофессиональную) действительность, пока она не обратит внимание сама и не сделает тебя жертвой (или соучастником, что, наверно, даже хуже). Собственно, конец советской власти создал такую возможность, и она (для большинства профессий) пока что сохраняется.

Но с такой позицией неизбежно связано несколько искушений. Первое -- сознательно отказавшись от больших усилий по анализу поступающей информации, изучению истории и пр., ты остаёшься наедине с пропагандой -- даже если "телевизор", условно говоря, и выключен, у неё есть много косвенных путей (на расстоянии одного знакомства, скорее всего, есть люди, которые его смотрят, не говоря уже о более длинных цепочках). Это накладывается на естественное желание быть "со всеми сообща и заодно с правопорядком": неприятно осознавать, что ты так или иначе в подчинении у зла (хорошо, когда не в услужении), поэтому неприятная информация в той или иной степени фильтруется, если не делать сознательных усилий. Я как-то спросил у В.А.У., как так получилось, что, скажем, даже Колмогоров участвовал в травле Лузина, причём не просто поддержал из страха, а активно, играя с советской властью в одной команде - в деле, про которое он не мог не понимать, что оно лживое от начала и до конца. И он отвечал, если я правильно понял, что я недооцениваю механизма "оправдания действительности", изначально противоречащей совести -- за счёт отключения последней.

(Приведу несколько конкретных примеров, возможно, более спорных. Ты пишешь о бомбардировках НАТО в Югославии - но не знаешь, или забываешь и то, что они прекратили конфликт с существенно большим числом жертв, и то, что количество жертв от самих бомбардировок опять же несравнимо меньше количества жертв при бомбардировках Грозного путинскими войсками. Другие справедливо ругают американскую армию за пытки в Гуантанамо - но не знают или забывают, что в российской армии и милиции происходит много худшее - по отношению друг к другу и к остальным, или комментируют российские действия в Украине, почти ничего не зная о зимней войне с Финляндией. И т.п. - в конце концов деформируется восприятие даже вещей, непосредственно тебе доступных - скажем, того, что считали твои знакомые о голосующих за Путина)

И уж в любом случае, сознательно отказавшись от знакомства с действительностью, логично было бы устоять перед другим искушением, отказавшись и от высказывания своих мнений - в такой ситуации они автоматически становятся безосновательными, и от каких-либо действий, кроме профессиональных - скажем, от голосования (бездействие здесь тоже действие, но всё же менее явное).





Коротко о том, как мне представляется текущая российская ситуация. Я бы сказал, что сейчас Россия представляет собой страну победившего (во многих областях - не полностью) фашизма. При этом слово "фашизм" везде ниже используется не в качестве ругательства (мне эта система взглядов кажется гибельной и аморальной, но моральные оценки - дело сложное, они исходят из некоторой системы ценностей, и сейчас я это обсуждать не берусь), а как название некоторого идеологического направления, исторически восходящего к итальянскому фашизму. Конечно, лучше бы использовать менее нагруженный термин, но я не знаю подходящего слова, так что ограничусь сделанной оговокой. Подробно фашизм (так, как я это слово понимаю) описан, например, в en.wikipedia.org/wiki/Definitions_of_fascism; если пытаться приблизиться одной фразой, то можно описать так: "Бог не в правде, а в единстве и в силе - мы окружены врагами".

Эта идеология постепенно стала основной в российской пропаганде, насколько я могу судить по выдержкам, которые до меня доходят - но лучше я могу судить о том, что читаю в социальных сетях, в том числе от знакомых людей, в искренности которых у меня нет сомнения. Особенно это проявилось, на мой взгляд, в последнее время, в связи с конфликтом на Украине. В одних случаях, как мне кажется, в общем-то разумные люди (разных странных персонажей я не упоминаю) открыто выражают фашистские взгляды - скажем, savvateev и dz в LJ, или Dmitry Leshchner, Dmitry Kirnotsenskiy, Mihail Dvornikov, Tatyana Danilova в facebook (хотя из них лишь savvateev усматривает в них родство с историческим фашизмом, и лишь Dmitry Leshchiner считает многие действия нацистской Германии соответствующими "справедливости"). Другие, мне кажется, тоже приближаются к этой идеологии, хотя и добавляют в свои тексты философскую муть и/или сарказм, не позволяющие мне понять точно, что они хотят сказать (a-bugaev, russhatter)

Недавно российская практическая политика (международная) пришла в соответствие с этой идеологией - когда Шендерович указывал на сходство олимпиады с Берлинской, казалось, что он ради красного словца явно перегнул палку - но события в Крыму (даже если они не пойдут дальше) уже подтвердили его прогноз, хотя, конечно, хочется верить, что дальше аналогия не будет такой полной.

Конечно, сходство не означает отсутствия различий --- как и в советском случае, они есть, и важные. Вероятно (по крайней мере в немецком варианте) не было такого воровства и такой некомпетентности в управлении, да и до немецкого (и советского) уровня требований демонстрации лояльности ещё далеко. С экономикой ситуация другая. Нет и официального нацизма немецкого образца (хотя и по этой координате есть медленное сближение.) С другой стороны, "мы ещё и не приехали", как в анекдоте про больного и морг.



К сказанному в качестве иллюстраций:

http://fan.lib.ru/n/nesterenko_j_l/text_0760.shtml (и это написано несколько лет назад, когда это ещё не было так явно!)

примерно то же самое из серии "нарочно не придумаешь"
http://sthinks.livejournal.com/376485.html

Другой стих Нестеренко: можно справедливо сказать, что злоба и ненависть, которые видны в этом тексте, чувства деструктивные, но что возразить по существу, не очень понятно...
http://yury-nesterenko.livejournal.com/174426.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 202 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →