памяти Валерия Анатольевича Сендерова

Много хороших слов уже сказали самые разные люди, так что приведу один из текстов с его участием (не знаю, публиковался ли он раньше, воспроизводится по машинописному тексту на папиросной бумаге):


Абитуриенту, поступающему на мех-мат МГУ которого приёмная комиссия может счесть евреем. ПАМЯТКА

Для экзаменационной комиссии мех-мата ты --- еврей не только в том случае, когда в твоей метрике содержится соответствующая пометка; достаточно, если один из твоих родителей имеет <<подозрительное>> имя или отчество или ты просто <<похож на еврея>>.




Конечно, ты увлекаешься математикой, хорошо учишься, наверное, решал задачи из <<Кванта>> и не без успеха выступал на олимпиадах. Ты знаешь, что твои шансы попасть на мех-мат невелики, но всё же решил попытать судьбу. Вот несколько советов, которые помогут тебе увеличить вероятность поступления.

1. Учи учебники! Многие школьные формулировки кажутся тебе наивными, ты <<вырос>> из них и всё же должен знать их близко к тексту. Ссылка на соответствующий параграф учебника нередко оказывается единственной возможностью доказать правильность и полноту решения задачи или ответа на теоретический вопрос.

2. Письменный экзамен по математике. Первые три задачи решаются без особого труда. Не спеши переходить к четвёртой! Решение каждой задачи нужно записать достаточно подробно, не пропуская ссылок ни на одну из необходимых школьных теорем. Любой недочёт, любая описка могут послужить поводом для того, чтобы объявить задачу нерешённой (опыт показывает, что большее число придирок вызывают геометрические задачи и чертежи к ним). Безукоризненное решение трёх задач обеспечивает положительную оценку.

Придя домой после письменной работы, постарайся тщательно её воспроизвести (от начала до конца) и проанализируй её вместе с опытным математиком.

3. За день до устного экзамена ты узнаешь, что получил <<двойку>>, хотя ты убеждён, что правильно решил три (а может быть, четыре или пять) задачи. В приёмной комиссии мехмата тебе обязаны показать твою работу и объяснить недочёты. Запиши все пометки: галочки, подчёркивания, знаки вопроса и т.\,д. Найди эти места в копии, написанной тобой дома, и сравни их с такими же местами в других работах. Ты имеешь право подать апелляцию, которая должна быть в тот же день рассмотрена апелляционной комиссией мех-мата. Помощь квалифицированного математика и поддержка друзей и родителей была бы здесь очень кстати.

Проверяя письменную работу, экзаменатор иногда не понимает решения, не замечает имеющейся в тексте аргументации, требует обоснования очевидных деталей, снижает оценку из-за несущественных огрехов. Каждый такой факт служит основанием для апелляции.

4. Устные экзамены. Запиши ответы на вопросы полностью и в точном соответствии с учебником. Не стремись без крайней необходимости использовать знания, выходящие за пределы программы. Формулировку каждого дополнительного вопроса экзаменатор обязан записать. Если он не сделал этого (может быть, несмотря на напоминание), то запиши её сам; отвечать на \emph{все} вопросы следует письменно. Это твоё право.

Возможно, уже первая из предложенных тебе задач будет очень трудной. Сохраняй присутствие духа, иначе, обескураженный неудачей, ты в дальнейшем можешь <<споткнуться>> и на сравнительно лёгких вопросах. Твоя непосредственная цель --- <<выудить>> из списка предлагаемых тебе задач <<нормальные>> и решить их.

Решив задачу, не спеши сообщать об этом экзаменатору. Запиши рассуждения полностью и жди, когда он подойдёт к тебе сам.

Если условие задачи показалось тебе некорректным, не торопись вступать в спор с экзаменатором. Постарайся построить опровергающий пример (разумеется, записав его). Если задача может быть истолкована неоднозначно, запиши ответы на все возможные случаи понимания условия (сопровождая их соответствующими пояснениями к условию).

В конце экзамена экзаменатор обязан показать тебе письменную работу и объяснить ошибки. Запиши все пометки, имеющиеся на ней, даже если за устный ответ тебе поставлена отметка <<два>>. Запомни фамилии экзаменаторов, а также проверь время окончания экзамена, проставленное ими на бланке записи твоего ответа на устном экзамене.

5. Ты выходишь после устного экзамена, получив <<два>> или <<три>>. Держи себя в руках, ты ведь был готов к такому исходу. На улице тебя ждут твои друзья, наверно, кто-нибудь из преподавателей тоже придёт поболеть за своих учеников. Расскажи всем, кто ждёт тебя внизу, что произошло на экзамене. Если ты считаешь отметку несправедливой, пусть они помогут тебе написать апелляцию. Согласно правилам министерства и внутренним правилам мех-мата апелляция должна быть подана в день сдачи экзамена. Однако приёмная комиссия мех-мата (в нарушение этого правила) может повесить объявление о том, что апелляции принимаются в течение часа после окончания устного экзамена. Поэтому целесообразно в течение часа подать какую-нибудь (по возможности более полную) апелляцию, но потом максимально резко жаловаться и на это требование мех-матской администрации. Необходимо помнить, что эта апелляция (если она --- первая) должна содержать и твои претензии к проверке письменной работы (см. п.\,3).

Апелляция должна содержать жалобы на нарушения процедуры устного экзамена. Типичные нарушения таковы:

a) предложение решать задачу олимпиадного характера или задачу, запись решения которой требует много времени;

б) недоброжелательный тон опроса, мелочные придирки и отказ выслушать объяснения абитуриента;

в) некорректные замечания типа <<Что же Вы не можете решить такую простую задачу? ответить на такой лёгкий вопрос? Если Вы не решите эту задачу, то получите ``два''>> и т.\,п.

г) слишком длительный опрос (более $1{,}5$ часов с момента получения билета);

д) отказ признать правильным верное решение задачи;

е) предложение решить задачу с неверным условием.

В апелляции следует потребовать, чтобы нерешённые олимпиадные и некорректные задачи не учитывались. Не должны также понижать оценку и те из нерешённых задач, которые предлагались по истечению $1{,}5$ часов опроса. Разумеется, все правильно решённые задачи должны быть зачтены.

6. Получив <<два>> или <<три>> за сочинение, ты идёшь в приёмную комиссию, чтобы посмотреть свою работу. Необходимо записать все замечания экзаменаторов. Здесь же в приёмной комиссии находится консультант, обязанный дать разъяснения. После этого ты обсуждаешь каждое замечание со знакомым специалистом (желательно, чтобы его пригласили заранее). Вместе вы составляете апелляцию. Особенно внимательно следует отнестить к <<стилистическим ошибкам>>, здесь нередко допускается произвол. Часто встречаются рецензии типа <<тема раскрыта поверхностно>>. Ты вправе требовать от консультанта разъяснений по этой формулировке и в апелляции настаивать на том, что выбрал один из правильных способов раскрытия темы.

7. Рекомендации по поводу экзамена по физике, в основном, соответствуют рекомендациям, данным к устному экзамену по математике. Однако экзаменаторы физики нередко задают вопросы, выходящие за рамки учебника (школьной программы). Это, разумеется, является основанием для апелляции.

8. На заседании апелляционной комиссии корректно, но упорно отстаивай свою правоту. Комиссия обязана рассматривать только те вопросы, которые являются предметом твоей жалобы. И хотя традиционное поведение апелляционной комиссии таково, что тебя захотят подвергнуть дополнительному опросу и найти не замеченные прежде погрешности, необходимо подчёркивать недопустимость такой процедуры, полную этическую и формально-юридическую некорректность её. Отметьте это в последующих жалобах.

9. Но вот апелляция отклонена или удовлетворена лишь частично. Ты можешь написать вторую апелляцию, учитывающую результаты первой. Она подаётся в Центральную приёмную комиссию. Здесь уже нет жёстких сроков: жалоба может быть представлена в течение всей экзаменационной сессии. ЦПК запрашивает письменный ответ соответствующей предметной экзаменационной комиссии, с которым тебя должны ознакомить. Обычное решение ЦПК --- разрешить повторную апелляцию. Одновременно твои родители могут записаться на приём к декану и (или) проректору --- председателю ЦПК.

10. Следующие инстанции --- инспекция ВУЗов Министерства высшего и среднего специального образования и, наконец, комиссия партийного контроля при ЦК КПСС. Борьба может продолжаться и закончиться успехом даже после того, как вывешены списки поступающих и несмотря на то, что ты забрал документы (а делать это не торопись!). Подобные случаи бывали.

11. Математики, разработавшие систему <<заваливания>> евреев и всех, кого они принимают за таковых, боятся разоблачений, поскольку они нарушают формальные инструкции. Они боятся общественного мнения России и Запада, маскируются, пытаются скрыть свои имена. Их роль --- роль интеллигентного погромщика --- часто оказывается неожиданностью даже для их близких знакомых. Многие из них хотят ездить за границу и быть принятыми там в качестве <<порядочных людей>>. Их страх, да ещё остатки честности и профессионализма у отдельных винтиков этой машины --- вот те рычаги, которые дают тебе шансы на успех.

Но чтобы использовать их, никто из нас не должен бояться. Этих людей не так уж трудно вывести на чистую воду; под угрозой разоблачения они вынуждены отступать.





Текст в виде pdf-файла: https://dl.dropboxusercontent.com/u/829163/senderov-text.pdf

Скан машинописного текста (на папиросной бумаге, плохая копия) https://dl.dropboxusercontent.com/u/829163/senderov.djvu
бывали случаи, когда комиссия партийного контроля при ЦК КПСС помогала поступить на матмех тьфу, ну в смысле мехмат?

Edited at 2014-11-22 09:41 pm (UTC)
случаи успешных
скандалов бывали, но какую роль при этом играла комиссия партийного контроля, не знаю. В период упадка советской власти (1988, кажется) поход в московский горком партии способствовал поступлению двух не принятых, но это было сильно позже, естественно...
жесть, в 88 в Ленинграде уже вообще перестали этой фигнёй страдать
сейчас проверил -
у меня есть отрицательный ответ от комиссии по математике, за подписями (видимо) Федорчука, Д.П.Костомарова, (видимо) А.Шидловского, Л.Н.Королева, Э.Г.Позняка и (увы) М.И.Вишика, датированное 12.08.1988.
Re: сейчас проверил -
Наверное, 88ой был последним годом, когда валили на экзаменах?

Когда я поступал (в 90ом), уже не валили.
Re: сейчас проверил -
В 89-м был первый раз, когда не валили организовано (хотя отдельные эксцессы были). Но тогда поступило из Школы человек 45, включая нескольких заваленных в предыдущие годы.
Re: сейчас проверил -
Да, я помню, что в тот год многие поступили. Поэтому в 90ом атмосфера была гораздо менее напряженная.
Re: сейчас проверил -
Заканчивал мехмат по кафедре теории чисел, правда в 90-е, когда тема гос.антисемитизма была уже неактуальна.

Но никакого антисемитизма на кафедре ни от Шидловского, ни от кого-нибудь еще не замечал.
Про парткомовскую деятельность АБ знаю, но и от нее в 90-х уже никакого следа не осталось.

Так что, наверное, не все обвиняемые в антисемитской кампании обвинены справедливо.
Re: сейчас проверил -
так речь же не о личных антипатиях, а о роли - и в приёмных/экзаменационных комиссиях Шидловский участвовал (в отличие, скажем, от Шафаревича!).
Re: сейчас проверил -
А разве Шафаревич не является явным антисемитом, открыто излагающим свои антисемитские позиции?

То, что Шидловский участвовал - как должностное лицо и парткомовский деятель - это без вопросов. Но участвовать можно формально - лично никого не топя, топить не помогая и антисемитом не являясь. Но и не протестуя, увы - не у всех есть стойкость покойного Сендерова, да и жизнь у Андрея Борисовича была (при Сталине) очень непростая из-за "неправильного" (с точки зрения совка) происхождения.

Стекловка тоже не участвовала в кампании гнобления абитуриентов, просто потому, что у них абитуриентов не было. Но то, что Стекловка - тот еще рассадник и заповедник антисемитов (был при Виноградове) - общий факт.


Edited at 2014-11-26 05:48 pm (UTC)
Re: сейчас проверил -
я не пытался никак оценивать моральную сторону дела - но Шафаревич действительно не участвовал в приёмных комиссиях, а Шидловский участвовал, и на ответственных должностях, а не простым экзаменатором (куда действительно можно было и случайно попасть). А что жизнь у него была трудной и что он, если я правильно помню, чуть ли не в метрострое работал, чтобы "загладить" социальное происхождение, это тоже верно.
Re: сейчас проверил -
Меня как-то больше интересуют научные достижения Шафаревича, а не его моральный облик и бытовые странности.

Полагаю, что и Вас тоже.

Думаю, что и в Шидловском есть много более интересных моментов, чем его сотрудничество с антисемитскими кампанейщиками. Конечно, у него нет математических результатов уровня Шафаревича, но на мехмате полно злобных дедов, не имеющих вообще никаких достижений в выбранной профессии.

И потом - какой смысл ворошить память о том, что уже 25 лет как неактуально? Никакого вклада в предотвращение этой гнусности в будущем подобные обсуждения не вносят. А главный участник той кампании занимает всем известную должность и плевать хотел на все наши негодования. Не удивлюсь, если он скоро себя объявит борцом за права человека :(

Edited at 2014-11-26 07:34 pm (UTC)
Re: сейчас проверил -
это всего лишь публикация документов эпохи (а про Шидловского просто уточнял, что он действительно был ответственным сотрудником приёмных комиссий, а не попал в список по недоразумению - а заниматься вынесением "моральных вердиктов" действительно было бы странно...)
Re: случаи успешных
Вот здесь Лёня Полтерович пишет про историю с приёмом четверых заваленных абитуриентов - http://jafi.org/NR/rdonlyres/F151D3F2-F6D4-479C-A407-0C0836808665/54393/solomonova.pdf; я слышал раньше, что Виктор Меероович Полтерович ходил со статистикой по поступлению именно в ЦК КПСС.
Да, так оно и было. Я, кажется, был одним из двоих отспоривших в своем потоке (из всего порядка 15) двойку на письменном; нас заперли в аудитории когда-то днем, действительно через час после вывешивания результатов, а дождался своей очереди я в десятом часу вечера.

Edited at 2014-11-23 02:45 am (UTC)
Спасибо, это действительно память.

Edited at 2014-11-23 03:16 am (UTC)
А что, Валера умер? Печально. Вечная память. Я был с ним знаком в начале 80-х, правда, не очень коротко, но был как-то у него дома на мосфильмовской.
Нам этот текст давал БМ перед экзаменами. Спасибо!
Спасибо! А "И. г." кто-нибудь оцифровал уже?
(Anonymous)
На английском есть в этой книге: http://www.tpi.umn.edu/shifman/ComradeEinstein.pdf
А известны ли случаи, когда следование этим правилам таки помогало поступить?
см. истории
1979 года в www.lirmm.fr/~ashen/senderov, там некоторые отспорили, но следование этим правилам было не единственным средством (угроза огласки и пр.)