"Universitet Pozharskogo" (- Povalyeva - Lubshina - Savvateeva...)

Университет "имени Пожарского" - отчёт о посещении

(письмо Савватееву, которое он разрешил и даже просил опубликовать; надеюсь, никто из собеседников - которым я рад передать привет, если они это увидят - тоже не будет этим сильно недоволен - а может быть, даже напишет комментарии, что с его/её точки зрения здесь неправильно отражено)

1. Сначала я попал на курс "математики для гуманитариев", где им объясняется, почему простые числа вида 4k+1 представимы в виде суммы квадратов - и комплексные числа уже были, а сейчас речь зашла про малую теорему Ферма. С разрешения Лёши я вызвался рассказывать вместо него, и впечатления такие:

а) среди слушатей есть люди разного возраста, и многим математика, очевидно, в новинку

б) они добросовестно стараются разобраться и сохранили интерес

в) но объясняемое им явно слишком трудно, я старался обсудить с ними что-то более простое, но в отсутствие упражнений и полной непонятности контекста (зачем вообще что-то представлять в виде суммы квадратов или возводить a^{p-1}) это выглядит загадочно

г) Любжин (руководитель филологического направления) сам присутствовал на занятиях и проявлял совершенно искренний интерес к происходящему (хотя и ему, конечно, было очень трудно).

В другие дни (чуть ли не ежедневно) они изучают греческий, латинский и французский или немецкий язык (параллельно). Героические люди.

2. С "экономическими студентами" я разговаривал в кулуарах, а также потом был на лекции по теории контрактов.

Про разговоры в кулуарах:

а) они (пока, по крайней мере) очень осознанно относятся к этой программе и надеются, что это им в дальнейшем пригодится (скажем, чтобы смотреть на мир "глазами экономиста"). То есть - и это очень приятно видеть - люди понимают, чего они хотят (или думают, что понимают и что хотят), а не просто так ходят или не ходят куда положено или делают или не делают что положено. Насколько я понял, они реально серьёзно работают, особенно некоторые, о которых другие отзываются с восхищением.

б) некоторые полны решимости "приносить пользу России" и патриотически настроены, хотя уже кое-что подозревают, но ещё надеются.

в) бытовые условия - общежитие, стипендия - по сравнению с другими местами очень хорошие, и они ценят, что в них реально заинтересованы и хотят чему-то научить, и видят, что интересные люди и пр. Но, конечно, программа выглядит странно (механика состояла в обсуждении преобразований Галилея, но чего именно это преобразования, мне выяснить не удалось), и уровень слушателей разный, видимо (и возраст тоже) - пока остались все, кроме одного (и их меньше десяти). Полагаю, что они будут советовать своим младшим товарищам последовать их примеру

г) переезд конкретно этим людям не угрожает (болотный кампус явно не будет готов при них), но тем не менее курсы сконцентрированы, что может иметь и преимущества, и недостатки.

Про лекции по теории контрактов: это была такая "математическая экономика из жизни", что имеет и преимущества, и недостатки: лектор (Костя Сорокин) очень зажигательно с ними обсуждал всякие проблемы торговли, психологию торгующихся и разные жизненные примеры, а также рисовал приблизительные картинки (одну я вроде даже понял, там была "линия контрактов" или как-то в этом роде). Студенты внимательно слушали и искренне хотели разобраться, но конкретные уточнения были обещаны на будущее. (И некоторый товарищ, по-моему, справедливо говорил, что если бы было что-то сказано точно и внятно, было бы понятнее, о чём речь.). На дом им было велено разобраться с игрой "верю-не верю" (вероятностная игра с неполной информацией) и найти равновесие. До занятий я спрашивал у двух ребят про игру в 1-2-рубля (загадывающий зажимает в кулаке рубль или два, отгадывающий говорит что, если угадал, получает что зажато, если нет, платит штраф X - при каком X игра честна?), это не было тривиально, но они помнили, что такое у них было и даже, наверно, вычислили бы X, если бы подумали и посмотрели.
А это что за университет ?

У меня сын заканчивает специалитет на инженера в МИИТе
- может быть заинтересуется магистратурой.
Маловероятно конешно )

Гуманитариям возможно надо мат-лингвистику рассказывать
- или любимую у математиков теорию Фоменко )))???

А из каких соображений преподают греческий и латынь (да еще и параллельно)?
Мне кажется, вопросы о "соображениях" применительно к этой затее неуместны:-)

PS Это не означает, что она не может оказаться удачной, просто "соображения" будут ни при чем. Иногда прорастает даже неправильно посаженное дерево.

Edited at 2016-11-22 03:59 pm (UTC)
Ну, как-то они же должны обосновывать такую программу.
"У нас все на высшем уровне, мы не совки и не либерасты".
к этому я никакого отношения не имею,
но, с другой стороны, абстрактно могу сказать, что для связности общества в пространстве времени нужны гуманитарии, а поскольку отличить серьёзных людей от несерьёзных сложно, в первом приближении можно считать, что те, кто смогли достаточно напрячься и изучить древние языки, заслуживают внимания и поддержки...
Re: к этому я никакого отношения не имею,
Изучение древних языков как подтверждение серьезности. Любопытное соображение.
Re: к этому я никакого отношения не имею,
ну это стандартная вещь - когда о компетентности людей в области, не поддающейся проверке, судят по компетентности в родственной области, поддающейся проверке. Ну, скажем, есть какой-нибудь Константин Крылов, которого считают глубоким мыслителем, а на вид это какая-то муть. Можно узнать, если это зачем-то интересно, знает ли он греческий, в качестве эвристического правила... (не знаю, какой будет результат).
Re: к этому я никакого отношения не имею,
Ну нет этой проблемы у гуманитариев, по крайней мере до уровня кандидата наук. Давно есть протоколы, позволяющие отличать ученых от свистунов. Заставлять вручную считать сумму ряда, сходящегося к arctg(1), чтобы убедиться в математической серьезности... нет, не надо.
Re: к этому я никакого отношения не имею,
Ну, в принципе я понимаю, что значительная часть образования это signalling. Тут просто в какой-то особо мучительной форме.
Как-то так получилось, что у них целым начальником института (египтологии) работает чувак, который, кажется, не в ладах даже с английским. Не говоря о латыни и греческом.

Кандидат искусствоведения, ага.
про это я ничего не знаю,
но, может быть, он умеет высекать иероглифы на всяких пирамидах...
Это достаточно распространенная т.зр. у гуманитариев,
что образованный человек должен знать латынь и греческий.
Как и учили в гимназиях при царе-батюшке

К примеру в ЖЖ есть такой сторонник изучения 2-х этих языков
в гимназическом курсе - http://philtrius.livejournal.com/profile.
Возможно тоже из преподавателей в этом университете.

Светлой памяти С.С. Аверинцев и Г.П. Чистяков (виданные мною настоящие гуманитарии)
- и правда владели в совершенстве латынью и греческим.

Edited at 2016-11-22 10:23 pm (UTC)
ну да,
он и есть тот самый Любжин, и это написано прямо в http://usdp.ru/. Пока это для желающих, что может быть в этом плохого?
Ну да, я в принципе слышал, что так раньше учили. Ничего плохого тут нет, конечно. Для экспертов в специфических областях, может, даже и необчодимо, просто непонятно, как они привязывают это к современному миру.
Скажите, пожалуйста, а диплом "Universiteta Pozharskogo" котируется на международном уровне?
ещё вопрос, какой диплом им удастся выдать - но как он может где-то котироваться, когда выпускников нет?!
Ирония же)
По рассказу выглядит как кружок "Умелые языки")
типа того - но тем не менее мне кажется, что этим студентам повезло...
Да всем нам, имеющим счастье быть знакомыми с Лёшей, несказанно повезло)
(Anonymous)
Действительность естества не так важна, как естество действительности!
Задумал написать учебник геометрии с движущимися картинками. Движущиеся картинки рисовать уже умею
http://66george.livejournal.com/355385.html
http://66george.livejournal.com/356525.html
осталось разобраться в геометрии, что с детства хотел сделать, но руки не доходили. И вот у меня такой план: есть очень красивая аксиоматика для трёхмерной эллиптической геометрии. Она проще евклидовой, притом там очень красивые движения (смотрите картинки). Возьмём её за основу, а евклидову в ней интерпретируем. Странным образом, по эллиптической геометрии нет книг ни по-русски, ни по-английски, за исключением переведённой с немецкого книги Бахмана.
Почитал материалы сайта. Уч планы. В т.ч. http://usdp.ru/fme.html
Ощущение бреда сумасшедшего. Ну, возможно, это я с ума сошел. Или так как раз и надо воспитывать Настоящих Патриотов?
ну, "патриотизм"
(как и патриотизм без кавычек), тут, по-моему, роли не играет, и программа действительно безумна, но некоторая положительная разница с другими местами состоит в том, что преподавателям тут может быть важно, что понимают студенты, и они могут пытаться это безумие корректировать - в отличие от других мест...
4к+1... не знаю, скачал книгу автора, погляжу. Но ИМХО данная проблема крайне далека от гуманитариев и вообще крайне далека. Я бы постарался объяснять им историю математики через примеры актуальных проблем, куда она пришла и что такое математическое мышление или математическая система доказательств.
Что-то, что дало бы понимание, где и как это все может применяться.
Те же картинки про выборы - интересно же, наглядно.